Комментарии

Гипотезы о происхождении города Суджа

5 августа

345

0

              Гипотезы о происхождении города Суджа

        (Первое упоминание о половецком городе Судж1174 год.)

В  книге «История России с древнейших времен до конца 17 века».  Москва:  АСТ, 1997, с. 89. Авторы — Сахаров А.Н., Новосильцев А.П.

В книге «История России с древнейших времен до конца 17 века», сказано: «Племянник  князя   Всеволода,  князь  Юрий  Андреевич  Боголюбский, был правителем Новгорода в 1178 г., а затем его свергли с престола. Позднее этот князь   жил    в   таинственном    половецком    городе   Судж.   Ход   событий

исторически зафиксированных в летописях, такой: «Известно,  что  младшим  сыном  Владимира  Мономаха  был   Юрий,   получивший  за  свой   характер прозвище Долгорукий.    Черниговский  князь  Святослав  Олегович  был  его  ближайший  союзник  и успешно вел войны  в  Смоленских  землях.     В 1147 году  4   апреля  Юрий   Долгорукий  пригласил   его   в   Москву,   Святослав  приехал  со  своим  сыном  Владимиром  и  ближайшими   вельможами.    Это первое летописное упоминание  о Москве. Умер   Юрий   Долгорукий  в 1157 году.   Сын  его Андрей Юрьевич  Боголюбский  стал править  в Суздальской земле в 1155 году.  В 1174 году, а по другим данным в 1175 г. против  Андрея был  составлен  заговор  и он был убит 29 июня 1174 года, прожил 63 года.  У него  было 3  сына,  два  умерли ещё  детьми,  а  Георгий  (Юрий)  Андреевич  стал  впоследствии  царём  Грузии».

Таким  образом,  после  смерти  Андрея  Боголюбского,  его  сына свергли в Новгороде  с  престола  новгородские  бояре,  а так как  в  Суздальской  земле  началась    смута,   он   вынужден    был   бежать    из    Новгорода    в    земли Черниговские,  возможно  к  Курским  князьям,  которые,  и  отправили  его в таинственный половецкий город Судж.  Некоторые  исследователи полагают,  что  этот  город находился ближе  к кавказским горам, но негде он  больше не упоминался в летописях.

Можно  предположить, что  загадочный город Судж, это наш город Суджа, основанный в 1661 году, после сильного пожара. Случившийся  за  несколько лет   до  основания  города.  Населен   город   был   половцами,   принявшими христианство  и  славянами,  северянами, находящихся  на  службе  Новгород Северских князей.

Около  села  Борки,  в  пределах  Суджанского  района, в 50 годы  ХХ  века,  найдено   скульптурное изображение половецкого князя, вождя  выполненное  из  крымского туфа. В настоящее время скульптура  хранится  в  Суджанском   краеведческом   музее.  Как  показали  исследования,  это голова половецкого князя или вождя, предположительно 12-13 века.   Найдена  голова на глубине 10 метров в песчаном карьере.

Не далеко  от  села  Горналь,  находилась  «половецкая  баба»,  недалеко от миропольской   дороги   в  19 веке.  Таких   сообщений   немало,   то   находка «захоронение небольших людей около Заолешенского храма»  всего  около  5 человек.    Предположительно захоронение половцев, 12-13 века захоронение

не исследовано и не установлено.

Говоря о загадочном городе, население  его  было  изначально  славянским, но  с тех пор, как  князья стали  родниться  с  половецкими  ханами, около его  отвели место для обитания  «своих»  половцев. Известный по «Слову о полку Игореве» князь Новгород-Северский  Игорь   Святославович   женил    своего   сына  Владимира  на  половецкой   княжне,  и  многие другие  русские  князья  имели  половецких  жён.

Таким образом, возможно, что  1176 год —  это первое упоминание о городе Судже. Фрагменты  гончарной  и лепной посуды  того времени,  показывают, что такие  поселения могли быть в Х// — Х///вв., на   территории современного Суджанского района.

Поэтому    нет    нечего   удивительного,   что   на   русских   землях   могли возникнуть и половецкие селения. Таким мог быть  и город Судж в  пределах  Рыльского  княжества.  Теперь  о  положении  города вблизи  кавказских  гор, все  дело  в  том,  что  нет в  пределах  кавказских  гор  такого  города. Скорее всего,  это выдумка, основанная  на  близости  к  слову «Су»  вода, но в языке половцев это, еще нужно разобраться с этим словом.   Эта загадка  не простая она  позволит,  определить  название  города  Судж.  Или  в  названии  города Суджа имеются половецкие корни.

Об  этом  писал  историк  Г. Щербаченко,  в  статье «На земле половецкой» № 101;№102 газета «Суджанские вести». В статье он  указывал, что  половцы имели  род  Суджака на границе  с половцами и русскими землями.  Половцы имели   свои   города,  называемые   летописями:  Шарукань,  Сугров,  Балин, Сунджа.   Род  этот  жил  на  границе  Переяславского  княжества и  Курского княжества. Безвременная  смерть Щербаченко не  дала  ему  исследовать этот вопрос.

Однако  половецкий  город Судж, к этим городам, отношения не имеет. Он  упоминается  один  раз  и  больше не упоминается, как город.  Это значит что город  небольшой  и  город  влиятельный.  Что касается расположения города Судж,  то  можно  предположить,  что  связан этот город с половецким родом Суджак.   Половецкий  род  Суджак,   жил  на   реке  Псел  и  реке  Суджа, где соединялись земли княжеств Переяславского и Рыльского.

Если   предположить,   что  фрагмент  скульптуры,  найденный  около  села Борки,   изображает   половецкого  князя   Суджака,   то   имеется     реальный портрет правителя земли суджанской. А как же монголо-татарский правитель Суджак?   На этот  вопрос  ответа  нет.  Скорее  всего,  эта  красивая  легенда,  сочиненная    в  19  веке,   типа   анекдота   и  затем  подхваченная   досужими краеведами.  Нужно  отдать  должное  памяти народа, она сохранила память о князе Суджаке, только события относятся к 12 веку.

Подводя итог этому исследованию,  половецкий  город  Судж,  с  большой  долей  вероятности  находился   там,  где   сейчас   находится   город   Суджа. Чтобы   доказать  это  предположение  нужны планомерные раскопки Суджи, слишком  много  времени  прошло  с тех пор  и нужны  веские доказательства причастия города к половцам.

Ю.С. Спесивцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте так же