Колонка редактора

В этом году редакция газеты «Суджанские вести отмечает свой 100-летний юбилей!

Уважаемые читатели!

В 2018 году исполнится ровно 100 лет с момента выхода первого номера газеты «Суджанские вести». В начале наша газета называлась  «Известия Суджанского Революционного Совета. За целый век немало названий поменяла районная газета: «Труженик», «Красный труженик», «Колхоз», «Колхозное слово», «За коммунизм», «Суджанские вести».  Какие бы политические вихри не проносились над страной, газета всегда шла в ногу с жизнью района. После войны на страницах газеты публиковались материалы по восстановлению района после фашистской оккупации. Газета была в числе передовых в области, коллектив редакции принимал участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. 

Сохранились воспоминания Георгия Кузьмича Шломина, который 12 лет работал в редакции — ответственным секретарём, заместителем редактора, ответственным редактором. Он поступил в редакцию в 1949 году, когда газета называлась «Колхоз». Читаем: «Небольшой коллектив районки работал слаженно. Газета всегда выходила в срок, а если и задерживался номер, всё равно на почту он сдавался своевременно и подписчики получали газету вовремя. Наборщики, печатники, работники редакции трудились с большой отдачей и старанием, с любовью к делу. Особенно хорошо работали Алла Филипповна Погорелова, Григорий Алексеевич Сазонов, Павел Никитич Гаркавцев, Виктор Александрович Щеглов, печатники Любовь Михайловна Пугачёва, Елена Андреевна Крячкова, наборщики Вера Емельяновна Иванова, Иван Марченко, Сергей Дмитриевич Водяников. О Сергее Дмитриевиче надо сказать особо. В типографии и редакции им гордились за его трудолюбие и мастерство. Он всегда раньше всех приходил на работу и позже всех уходил. Набор газеты всегда делал грамотно, подбирал умело нужные шрифты для текстов и заголовков статей. Работе наборщика он отдал 75 лет. За типографскими кассами стоял с первого дня организации газеты — с 1918 года. Водяников набирал первый номер Суджанской уездной газеты «Известия Суджанского Революционного Совета». Он участник Великой Отечественной войны. Печатная машина в те послевоенные годы была очень старая, царского образца, приводилась в движение вручную. Типография в штате содержала трёх крутильщиц (батырщиц). Работа была тяжёлой и изнурительной. Представьте себе: несколько часов без устали вручную приводить в движение громоздкую печатную машину...».

Авторами статей в советское время были трактористы, доярки, работники культуры, сельских советов, строители... Часто печатались сатирические заметки, басни, в основном их автором был Григорий Сергеевич Сазонов. Газета периодически публиковала советы садоводам и огородникам, вёлся специальный раздел «В помощь виноградарям и цветоводам», который вел Г. К. Шломин.

Долгие годы вёрстка полос была делом трудоёмким, отнимающим много времени. Коллектив суджанской газеты стал первым в Курской области, где перешли на безграночную вёрстку: набранный материал сразу, согласно макету, ставился в полосу, что намного ускорило выпуск газеты. По вопросу безграночной вёрстки на базе суджанской районки был проведён областной семинар редакторов и секретарей редакций, а на память об этом все участники семинара увезли с собой специально выпущенный плакат по теме семинара, начинание суджан получило всеобщее одобрение и вскоре все редакции применили новый метод работы. Долгие годы в редакции не было своего транспорта и сотрудники передвигались по всему району «на своих двоих» - исходили все колхозы, сельсоветы и населенные пункты района. Позади интересная и славная история районной газеты. Надеемся, что она больше не будет менять название в угоду очередному идеологическому веянию: Суджа всегда останется Суджей, а суджане — суджанами. И им всегда будут нужны наши вести.

 

Главная

РАЗРЕШАЕТ СЕБЕ БЫТЬ СЧАСТЛИВОЙ

 

 

Человек год за годом становится старше,  но душой зачастую  остаётся молодым, а значит, в меру подвижным, энергичным, общительным, и, главное, - способным заниматься полезными делами. Вкус к жизни сохранила и жительница улицы Волкова Лариса Николаевна Стронская. В июне ей исполнилось 70 лет, но  возраст  не связывается  с образом этой деятельной и активной женщины с летящей походкой...

Будь у Стронской визитка,  там был бы указан перечень её способностей:  тетральный художник, хореограф, модельер, швея, дизайнер, режиссёр массовых мероприятий  - всё это и даже сверх того умеет делать пенсионерка со стажем. Руки  Ларисы Николаевны не успевают воплощать всего задуманного её  с творческим уклоном умом. Стены её суджанского дома украшают  оригинальные дизайнерские вещицы, среди которых вставленные в затейливые рамочки фото и написанные портреты родных, изысканная роспись по ткани, рисунки, предметы сценических костюмов. Повесить на стену обычный ковёр это было бы слишком просто для хозяйки дома,  в одной из комнат красуется размером в полторы стены декоративное пано с морским сюжетом. Прозрачные шторы с ламбрекенами на окна тоже сшиты своими руками. Для многих работ не хватает места на стене и они  стоят, прислонённые к мебели. Расписана входная, обитая дермантином, дверь, вьются выведенные кисточкой по белым обоям лианы, словом, эти художества надо видеть.

Лариса Николаевна - суджанка, но большую часть жизни провела в Одессе. После 9 классов папа повёз её поступать в Москву в театрально-художественное училище, но без столичной прописки абитуриентку из провинции не взяли. Удалось поступить в хореографическое училище на постановочный факультет, училась год, но по состоянию здоровья ей рекомендовали оставить эту профессию. Лариса с детства хорошо рисовала, поэтому поехала в Одессу, где, как и мечтала, подала документы в театрально-художественное училище, каких в Союзе было два, и после его окончания с дипломом театрального художника устроилась на своё первое место работы в Одесское мореходное училище, где учился её муж. 

В своей профессии талантливая суджанка была востребована сполна и до работы, как говорят, была жадная. В Одессе Л.Н. Стронская жила до 2010 года. Где только не работала: на фабрике народных художественных промыслов, от которой получила квартиру,  в клубе «Молодёжная мода» разрабатывала и шила модную одежду, участвовала в организации модных показов,   писала сценарии для театральных постановок, разных массовых мероприятий, ставила хореографические номера, готовила костюмы участницам конкурсов красоты. 

Много лет театральный художник работала на Одесской киностудии, с которой познакомилась ещё в студенческие годы -  проходила здесь практику.  Для комбинированных съёмок шила нужных персонажей, оформляла декорации. С её участием на широкий экран вышли художественные фильмы «Синее небо», «Искусство жить  в Одессе»,  «Воздушный экспресс», «Иван Подушкин», продолжение про мушкетёров «Двадцать лет спустя». Работала художница в основном с известным режиссёром Г. Юнгвальд-Хилькевичем. «Я соглашалась работать только на съёмках исторических фильмов, где моя фантазия могла развернуться сполна, социальные сценарии были скучны для меня, - рассказывает Лариса Николаевна. - На киностудии все знали, что мой конёк это вечерние туалеты, соответствующей темы декорации, что мне хорошо удавалось. До сих пор поступают заказы с этой уже бывшей киностудии, которая сейчас находится в жалком состоянии, последний раз шила цилиндры для проката горожанам и... новогодние костюмы двух Святых Николаев, ведь  Дед Мороз оказался под запретом».

Обхват деятельности был в своё время большим и вопрос:  с какого места работы подошло время уйти на заслуженный отдых, поставил мою собеседницу в замешательство - так быстро пролетели годы, что сразу и не вспомнился этот, в общем-то, важный факт трудовой биографии. После паузы выяснилось: молодой пенсионеркой Лариса Николаевна Стронская стала после съёмок «Воздушного экспресса». К тому же все документы оформляла её мама — в год выхода на пенсию её востребованная дочь совмещала работу в модельном агентстве «Саврокс», где в тот момент готовила участницу к зарубежному конкурсу красоты «Мисс Европа», шила костюм и декорацию для сцены. К слову сказать, фотография девушки в украинском костюме и веночке от Стронской была опубликована в глянцевом французском журнале.

Но и в статусе пенсионера Лариса Николаевна не замедлила ход своей жизни,   трудилась в двух московских школах, где учила детей делать своими руками эксклюзивные вещи, шила на заказ красивые платья и костюмы.  Жила и работала в Одессе, возвращалась в Москву,  потом снова уезжала в город на море... В этих городах живут дочь Элеонора и сын Андрей и всего шесть внуков. Словом, всё было, как в песне поётся:  «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути».

С 2005 года Лариса Николаевна стала часто бывать в Судже, где тётушкой был ей оставлен в наследство дом. В 2010 году приняла российское гражданство и жить в родном городе стала дольше, тем более, здесь её таланты были востребованы и Стронская постоянно  загружена работой — заказами от суджан,  профессиональная деятельность которых связана со сценой. К ней обращаются пошить концертное платье, сценический костюм, народный костюм... Опытный театральный художник моделирует эксклюзивные наряды и качественно их шьёт. В костюмах от Стронской  выступают участники фольклорного ансамбля «Ростань» техникума искусств. «Погружаюсь в историю народного костюма, придумываю образ и приступаю к пошиву», - рассказывает автор о создании красивых нарядов.  В момент посещения Лариса Николаевна рукодельничала над большим вишнёвым занавесом для сцены Заолешенского дома культуры. «С одной половины  в зал смотрит золотая маска «Трагедия», с другой — «Комедия», - пояснила она свой замысел. Занавес, конечно, получится оригинальным и украсит сцену сельского ДК. 

- Я уверена: если бы я не работала, не была занята делом, я бы точно зачахла, заболела бы каким-нибудь заболеванием, на здоровье это бы отразилось непременно, - поясняет свой очень активный образ жизни  суджанка. - Постараюсь и в более старшем возрасте не сидеть без дела, ведь занятость очень организуют человека, тем более в пожилом возрасте, продлевает годы. Нельзя жить праздно, ничего не делая! Некоторые мои подруги тоже пенсионного возраста, но они очень активные женщины, им интересно жить, у них есть увлечения, мы хорошо влияем друг на друга, подпитываемся доброй энергией

На одном месте Лариса Николаевна  долго не задерживается. Уезжает к дочери,   к сыну. Когда была очередной раз у друзей в Сочи,  не нежилась на лежаке, а расписала и декорировала гостевой домик, поработала кисточкой и в доме гостеприимных хозяев. «Я там даже похудела без особых стараний, так организовала свою работу, что много двигалась и снизила вес. Совет всем: почаще наклоняйтесь-распрямляйтесь, не сидите, а двигайтесь - эти замечательные и доступные упражнения помогут похудеть». 

Лариса Николаевна живёт, как ей нравится, занимается тем, что любит и умеет делать,  она просто разрешает себе быть счастливой. Планами свою жизнь не осложняет, работы хватает на каждый день — и заказов, и домашней. «Вот ещё одно дело меня дожидается: купила все нужные материалы, заложу эти два окна, выходящие на веранду, они лишние, утеплю стену, постелю паркет в веранде - эта работа  мне по силам, а консультацию взяла по телефону у сына, который тоже многое умеет делать своими руками, я внимательно за ним наблюдаю, запоминаю, как и что он делает, и когда придётся, сама выполнию так называемую мужскую работу», - говорит мастерица на все руки.

Есть у театральной художницы давняя мечта, которую она не сможет воплотить  без участия и помощи людей, которые её могут оказать — Стронская предлагает открыть в Судже помещение для демонстрации и продажи  изделий местных рукодельниц.

- В Судже и сёлах живет много женщин, владеющих народным искусством, они очень хорошо вышивают, вяжут, валяют, изготавливают из различного материала картины, шьют кукол и прочее, - говорит Лариса Николаевна. - Хотелось бы обустроить для местных мастериц специальное небольшое помещение, где бы выставлялись  творческие работы, продавались, принимались заказы. 

За  нашей неутомимой землячкой сама жизнь, кажется, не поспевает, и годы ей нипочём, когда душа молода, а руки любят трудиться.

 

И. ДЕМЬЯНЕНКО